Продолжение статьи про возраст от 8 месяцев до 2,5 лет.
По каким признакам мы можем понять, что что-то в формировании уверенности в себе, самостоятельности и любознательности у ребёнка идёт не так и как мы можем скорректировать этот процесс.
«Какое поведение ребёнка в этом возрасте может стать для нас сигналом, что что-то идёт не так:
- Ребёнок не проявляет познавательной активности. Очень тревожится, попадая в новые места или, когда ему предлагают новую деятельность.
- Ребёнок постоянно закатывает истерики, в деятельности преобладает разрушение, раскидывание. Может вырваться и убежать туда, где опасно, хотя уже знает, что это опасно.
Оба эти признака часто появляются, когда взрослые слишком ограничивают ребёнка в его исследовательских порывах. Когда они относятся к происходящему с тревогой или раздражением. Причём не важно – высказывают они это или нет. Дети в этом возрасте считывают происходящее на телесно – эмоциональном уровне. И моментально, как маленькие зеркала показывают нам нас самих.
Или наоборот, когда взрослый рядом абсолютно игнорирует ребёнка. Тогда вызывающее поведение – иногда единственный вариант – когда не него обращают внимание, привлечь его. Только нужно понимать, что в этом возрастном периоде (в отличии от следующих) ребёнок ничего не делает назло. Он исследует мир. И если бабушка появляется только на звук чего-нибудь разбивающегося- ребёнок впитывает послание, что он интересен только когда что –нибудь сделает не так. А когда так – никого рядом нет. А в этом возрастном периоде главными людьми для детей продолжают оставаться родные и близкие. Другие дети просто вызывают любопытство. Поэтому баланс между спокойным вниманием к ребёнку и, в тоже время, уделением внимания и своим делам – залог адекватного развития детей этого возраста.
3. Ещё один признак неблагополучия : ребёнок по долгу не ходит в туалет по большому. Стесняется этого момента, прячется и какается в трусики. В этом возрасте ребёнок часто воспринимает процесс какания, как процесс собственного творчества. То есть – это что-то, что сделал он. И если взрослые вокруг как –то негативно воспринимают это что-то, и/или ругают его за неправильное деланье, то он принимает решение, что лучше бы этого не было вообще(сдерживание). Или прятаться, чтобы никто не увидел.
Я уделила довольно большое внимание развитию ребёнка во взаимодействии прежде всего с близкими, поскольку это самые важные люди в его жизни на этом возрастном этапе. Что же можно порекомендовать воспитателям, когда у них в группе 25 таких исследователей. Оптимальная система для этого возрастного периода – система марии Монтесори. Она полностью удовлетворяет исследовательские потребности детей. Взаимодействие с материалами, друг с другом регламентированно понятными простыми правилами. И у воспитателей есть возможность уделить внимание всем детям. Конечно, их должно быть как минимум две на группу. И ещё стоить объяснять родителям, что в саду дети чаще всего не могут реализовывать большинство своих импульсов. И не потому, что с ними плохо обращаются, а потому, что это невозможно. Так что в конце, этих нереализованных движений в теле накапливается довольно много. В связи с этим, оптимально было бы после детского сада погулять на площадке или в таком месте где ребёнок может спокойно попрыгать, полазить, покидаться и разрядить накопившееся напряжение. В противном случае всё это выльется дома в виде истерик или повышенной двигательной активности. А воспитателям, по мере возможности, помнить о базовых качествах, закладывающихся в этом возрасте и соблюдать те же рекомендации которые давались родителям в этой статье.
Возраст от 8 месяцев до 2,5 лет. Итоговая таблица
Основные качества формирующиеся в возрасте от 8 (1года) месяцев до 2 (2,5) лет | Поддерживающее родительское поведение | Деструктивное родительское поведение | Рекомендации воспитателям |
---|---|---|---|
Любознательность | Поощрять исследовательские тенденнции ребёнка, создавая безопасную среду с необходимым минимумом ограничений | Введение большого колличества ограничений в исследовательскую деятельность ребёнка. Наказание или выражение недовольства по поводу такой деятельности | Те же, что родителям. Поощрять исследовательскую деятельность ребёнка, вмешиваясь только тогда, когда нужна помощь. |
Уверенность в себе | Искренне интересоваться тем, чем ребёнок хочет поделиться, поддерживать его игры подражающие взрослым( мытьё посуды, подметание). | Постоянное недовольство тем, что ребёнок делает что-то не так хорошо как хотелось бы. Игнорирование, того чем он хотел бы поделиться. | Те же, что и родителям. Поощрение любого вида творчества, подражания жизни взрослых, без критики с помощью, когда она нужна, но не за ребёнка делать |
Умение просить и принимать помощь | В те моменты, когда исследователь столкнулся с проблемой принять, посочувствовать, помочь справится с ситуацией, показать как можно с вашей помощью, а потом самостоятельно под вашим присмотром. | В те моменты, когда реб. Сталкнулся с проблемой – жёсткий запрет на Эту деятельность. Наказание ребёнка или полное игнорирование просьбы помочь. | Те же, что и родителям, Оказывать помощь, только в те моменты, когда она необходима. Сочувствовать, при столкновении ребёнка с неприятностями. |