Большинство современных родителей большое внимание уделяют интеллектуальному развитию своих детей. Об этом написано довольно много книг и пособий. При этом, очень часто, многие довольно слабо представляют какое поведение характерно для каждого возрастного периода ребёнка. Что можно считать нормой, а что должно насторожить. Ведь до пяти лет происходит закладка фундамента личности. Существуют определённые возрастные периоды. Каждый из них характеризуется:
- Особенностями поведения со сверстниками,
- Особенностью взаимодействия с родителями,
- Ведущей деятельностью (деятельность, в которой прежде всего происходит развитие).
- Личностными качествами, которые закладываются именно в этот период.
Многие отечественные и западные психологи независимо друг от друга исследовали и описывали особенности разных возрастов ребёнка. Их периодизации чаще всего очень совпадают и дополняют друг друга. В этой статье я буду опираться на исследования и периодизации Эльконина, Выготского, Эриксона, Фрейда, Бо-динамического подхода. И начну с того возраста, когда ребёнок уже может оказаться в детском саду.
7 мес (1 год) – 2,5 (3 года)
В отечественной психологии этот период называется «Раннее детство» Ведущаяя деятельность – манипулятивная . То есть ребёнок развивается, осваивая окружающий его мир. Ведь как только малыш начинает ползать –для него открываются новые, возможности. Раньше, чтобы оказаться рядом с такой замечательной яркой штучкой, в которую иногда ставят цветы, приходилось звать маму. И конечно же, она не всегда догадывалась, что идти надо именно к этой манящей красоте. А теперь можно наконец-то ползти куда хочешь и трогать, бить, облизывать, мять, ронять, поднимать, тянуть, грызть и тд. что угодно. Ну, или почти что угодно. Вы наверное замечали, что в этом возрастном периоде, дети очень редко играют с игрушками, скорее их привлекает всё с чем «играют» взрослые. Краны в ванной, посуда, папины инструменты, компьютер, дедушкины газеты, косметика и тд. и тп. В норме ребёнок этого возраста очень любопытен и иногда похож на обезьянку, копирующую всё, чем занимаются окружающие его взрослые (старшие братья и сёстры).
Во всей этой исследовательской деятельности закладывается такие важные качества как уверенность в себе, самостоятельность, любознательность. Но всё это происходит только в том случае, если рядом находится взрослый, понимающий особенности этого возрастного этапа и создающий благоприятные условия для исследовательской самостоятельной деятельности. Как это выглядит?
Для начала давайте попробуем представить, что происходит «внутри» ребёнка. Он увидел (услышал, ощутил) что-то, что его заинтересовало. Это рождает во всём теле импульс к движению к этому манящему явлению. Дальше ребёнок исследует самыми разными способами то, что его заинтересовало и, насытившись переключается на другой объект. Где же здесь важно участие взрослого? Во-первых, в создании той самой безопасной и интересной среды. Для этого все опасные и важные вещи переставляются туда, куда ребёнок не может дотянуться. Во – вторых, в поддержке исследовательского импульса ребёнка. Иногда ему нужна наша помощь, чтобы куда-то влезть, а иногда просто ощущение, что взрослый где-то недалеко и если не надо не вмешивается, а если нужно – рядом. В –третьих, поддержка в трудных ситуациях. Когда что-то не получается, или когда ребёнок упал (что довольно частое явление в этом возрасте). И потому, что на ногах ещё не очень устойчиво стоят, и потому, что исследование невозможно без некоторых болезненных моментов. Поддержка взрослого состоит в том, чтобы утешить и предложить продолжить не получившуюся деятельность, показав как можно иначе.
Пример: Оля активно бродит по кухне, мама готовит еду. Девочка уже построила башню из кастрюль и хочет дотянуться до половника, который лежит на середине стола. Мама всё это время краем глаза наблюдает за манипуляциями ребёнка , когда дочка что-то ей показывает комментируя происходящее: «Да, большая кастрюля». Чтобы достать половник девочка начинает тянуть за край скатерть и на неё падает тарелка, стоящая на краю. Это довольно больно и Оль с рёвом кидается к маме. Мама обнимает её и, немного покачивая, озвучивает происходящее с сочувствием: «Да больно, обидно» После того, как дочка затихла, мама спрашивает: «Что ты хотела?» Дочка, обиженно сопя показывает на половник. Мама: «Взять половник?» Дочка кивает. Мама говорит: «Смотри как это делается: пододвигаешь стульчик, давай двигай. Вот. А теперь залезай. Взяла? Теперь слезай. Нет, сначала ножку вниз. Замечательно. Давай ещё попробуем?!» И мама с дочкой ещё раз «репетируют залезание. Мама уже старается не помогать. Дочке нравиться новое ощущение. Она снова кладёт половник на стол и снова залезает и слезает уже сама.
Как же в подобных взаимодействии формируется уверенность в себе и самостоятельность? В основе этих качеств лежит базовая, усвоенная на телесно эмоциональном уровне ощущение, что наши импульсы к действию «хорошие». Что наше желание что-то сделать – замечательное. И что даже если в процессе деланья будут какие-нибудь сложности – это не страшно, всегда можно найти другие варианты. И все эти ощущения закладываются именно в этом возрастном периоде благодаря взрослому, находящемуся рядом с ребёнком. Если он действительно радуется и одобряет его активную деятельность по исследованию этого мира и своих возможностей взаимодействия с ним.
Продолжение статьи читайте через неделю, 13 октября.