В последние 2-3 года в моей практике с подростками явно намечаются тенденция, которыми хочется поделиться. Подростковый возраст во все времена отличался определёнными психологическими особенностями. В этом цикле статей я хочу уделить внимание тому, как эти особенности окрашиваются тенденциями современной субкультуры, к чему это приводит и на что важно обратить внимание родителям.
Часть первая.
Тревога за будущее
Многие подростки бояться будущего. Оно воспринимается ими сложным, требующим каких-то неимоверных усилий, заведомо неуспешным. Во многом это состояние порождают следующие факторы: собственный опыт учебной жизни, отсутствие практического опыта в любых других областях, кроме учёбы; влияние интернета, влияние родителей.
Собственный опыт учебной жизни.
Она для многих скучна и трудна. Господствует лозунг (особенно у ранних подростков с 12-14) « А зачем я это учу, если в жизни мне всё равно не пригодится» Многие предметы начинают спускаться на тормоза, иногда серьёзно упускается материал и ребёнок в ужасе от того, что понимает, что ничего уже не понимает, занимает позицию страуса (авось как-нибудь пронесёт). Это опыт переносится на мысли о будущем: «Раз уже сейчас ничего не понимаю и, или так много приходится усилий прилагать, чтобы выправить ситуацию, то как же буду дальше. Это же ещё сложнее – ВУЗ. Наверное, ничего не получится, буду дворником или официантом. А как же быть популярным (зарабатывать достойные деньги, что-нибудь важное сделать).» И уровень тревоги нарастает, что внешне выражается в апатии и нежелании вообще задумываться о будущем и ещё большему уходу во что-нибудь приятное, где ты при этом успешен – компьютерные игры идеально подходят.
Что делать: прежде всего держать руку на пульсе, т.е. проверять электронный журнал и вовремя замечать тенденцию к катострофическому снижению успеваемости, особенно по новым предметам (геометрия, физика, химия). Возможно, по каким-то направлениям нужны репетиторы, особенно если не складывается контакт с учителем или нужно подтянуть несколько пропущенных тем. На вопрос: «Зачем мне это всё учить?»- лучше отвечать без призывов быть высокообразованным человеком. Именно это и вызывает отторжение. Практичный ответ, может быть например такой: Потому что сдавать ОГЭ, ЕГЭ и потому, что ты пока не знаешь, что выберешь в плане профессии. Поэтому твёрдый трояк даже по тем предметам, которые совсем раздражают быть обязан.
Влияние интернета
В интернете сейчас возникает очень много профессий, которым даже особо нигде не учат, кроме того же интернета потому что они там и востребованы. И у подростков возникает диссонанс между жизненным опытом и призывами родителей: «Учиться, потом ещё учиться и только в этом случае достойная профессия и жизнь» и призывами и опытом из интернета « Я сижу на Гавайях , работаю в какой-либо области интернета и у меня всё в порядке и с финансами и с уровнем счастья». Второе манит, первое вроде как проверено многими людьми вокруг.
Что делать: На мой взгляд, тут важно быть честными и с собой и с ребёнком. Да, действительно деньги сейчас можно заработать тысяча и одним способом, минуя какое-либо образование в том числе. И в то же время, в освоении любой профессии нужны усилия. И хождение в школу, делание уроков, в том числе развивает у нас навыки необходимые для взрослой жизни в любой профессии: организовать себя и выполнить поставленную задачу. А второй тезис: почему бы не попробовать это всё действительно освоить. Начать вести блог, сделать сайт, что-нибудь продвигать и тд. Ну и документ, о каком- либо образовании кроме школьного, может повысить рейтинг в любой сфере. Разговаривая в таком ключе, мы не вступаем в бессмысленный спор, мы соглашаемся с его идеями (что всегда способствует более конструктивному диалогу с подросшим детищем), и в тоже время не отказываемся от своих идей. И когда они не навязываются – их намного легче принять.
Отсутствие какого- либо ещё практического опыта кроме учебного и интернета.
Современные подростки очень большое значение придают тому, что попробовали и сделали сами. Поэтому лучший способ профориентации для них – практика. Любая работа становиться важным кирпичиком в фундаменте самоопределения и понимания того, что хочется для себя в будущем. Она не обязательно должна быть хорошо оплачиваема и лёгкая. Наоборот, поработав весь день монотонно или физически и заработав при этом не так уж и много, подросток начинает задумываться. И все наши идеи, что образование даёт, прежде всего, возможность выбирать из большего количества вариантов, становятся не пустым звуком, а темой, подкреплённой его жизненным опытом. Как следствие появляется мотивация к учёбе.
Что делать: Находить варианты работы. Ведь можно пристроить на две недели к другу и даже денег заплатить из своего кармана, только так, чтобы ребёнок этого не знал. И всегда есть курьеры, раздатка листовок, мерчендайзеры и продавцы симкарт. А ещё волонтёрские проекты. Денег там не заработаешь, но опыт получишь точно.
Влияние Родителей.
Собственно, загоняя подростков в очень узкую рамку: «Только успешная учёба решает все проблемы» мы порождаем эту тревогу за будущее, неуверенность в себе и, как следствие, всевозможные уходы: в игры, в депрессивные состояния, а иногда, к сожалению и из жизни (об этой «модной» тенденции мы поговорим в следующих статьях цикла). О том, что можно менять – написано выше. Главное помнить, что родитель подростка осваивает важное умение: сидеть на двух стульях. Стул менеджера (того, кто следит за успеваемостью, своевременным отходом ко сну и тд) и стул друга. На нём мы много и часто разговариваем с подростком о жизни. И разговариваем на равных. Высказываем свою человеческую позицию, интересуемся его мнением, интересами. И помним о том, чтобы вовремя пересесть на стул менеджера и несмотря на всё взаимопонимание гаджет всё таки сдать в 22.30.
Любви нам и взаимопонимания с нашими детьми!
Продолжение во второй части цикла статей.