Цикл этих статей посвящён современным подросткам. Я работаю детским психологом уже 23 года. Возраст с 12 до 15-16 лет, всегда отличается кризисами, конфликтами с родителями, поиском себя. Но в последние два года появились особенности современной субкультуры на которые хотелось бы обратить внимание прежде всего родителей и всех тех взрослых, кто в силу профессии находится рядом с ними. В этой статье я хотела бы поговорить о теме «самоубийство «в различных его проявлениях.
Часть вторая.
Современные подростки говорят о самоубийстве очень часто и, к сожалению, не только говорят. Совсем недавно общалась с директором одной из школ, вернувшейся с экстренного совещания,которое собрали,чтобы огласить грустную статистику. Процент самоубийств осенью 2018 года в разы превышал статистику прошлых годов. Давайте попробуем разобраться почему это происходит и что мы — взрослые- можем сделать.
-
Разница в ценностях
Для поколения выросшего в Советском Союзе отношение к самоубийству звучало примерно так: это возможно только если полный край. Если перепробованно всё. Если полный позор или если подвиг (Александр Матросов, Юлиус Фучек ). Для людей верующих, самоубийство-это грех. Общаясь с многими подростками, я обратила внимание на то, что они рассматривают самоубийство как один из абсолютно законных и равнозначных способов справиться с проблемами, переживаниями, душевной болью. Т.е. это далеко не крайний случай, а просто один из вариантов! Поэтому, часто родители действительно даже подумать не могут, что какая-то » ерунда» — двойки в чет верти, первая неудача в любви и тд- могут толкнуть человека на этот шаг.
Что делать: Обращать внимание, если в лексике ребёнка появились выражения: это смерть, лучше я умру, всё, не могу больше-лучше в окно и тп. Очень важно поговорить с подростком о теме самоубийство, чтобы понять,что это для него. Обязательно не назидательно, а со «стула друга» рассказывать о том, что в жизни действительно бывают моменты, когда кажется, что невыносимо больно или непонятно, как жить дальше. И тогда очень важно придти к родителям, друзьям и сказать: мне очень плохо. Если никого нет рядом: написать, всё что на душе и лечь спать. Поговорку: утро вечера мудренее не случайно придумали. Ну и конечно придётся затронуть тему смысла жизни. Иногда мы избегаем этих разговоров с нашими детьми, потому что сами не очень понимаем в чём он. Или боимся,что наш смысл может не подойти. Но это не обязательно должно подойти. Главное, чтобы этот разговор был от души. Можно приводить смыслы разных людей. И обязательно сказать, что многие находят его не сразу. А у некоторых смыслы меняются с возрастом и опытом. Когда мы показываем варианты — человек выходит из своего » тунельного видения». За плечами вырастает стеной, на которую можно опереться: опыт человечества, — а рядом взрослый, которому не всё равно!
-
Мода
Да-да, присмотритесь внимательнее к клипам » Linkin Park» ( солист,кстати, покончил жизнь самоубиством полтора года назад. Ему, правда, было за 40. Он боролся с наркоманией. Но его фанаты намного моложе) Переведите тексты многих англоязычных альтернативных групп. Они очень глубокие и в них много тем, про то, что когда очень больно -уйти прекрасный и сильный выход. Аниме -это целая вселенная, в бьльшинстве своём, уделяющая большое внимания переживаниям, теме безвыходности и депрессии. Подростковому возрасту свойственны поиски, каких-либо сообществ, к которым можно примкнуть и стать частью чего-то большого, и в то же время, противостоящего родительским «устарелым» ценностям. Панки,металлисты, Эмо,Готы, болельщики и тд. А сейчас есть куча сообществ, где «братья по разуму» обсуждают, как всё тяжело и как лучше со всем этим покончить. Иногда, при общении с очередным забредшим в это модное течение, у меня в голове начинает крутиться строчка: «Давай вечером умрём весело. Поиграем в декаданс»
Что делать: представители увлекающихся модными веяниями больше похожи на тип личности, привлекающий всем этим внимание к себе. Но и демонстративно совершённый суицид ( сесть на подоконник 7-го этажа, свесив ноги за пять минут до прихода родителей) может закончиться печально( можно случайно подскользнуться, залезая обратно в квартиру). Важно найти такую сферу жизни подростка, где тоже можно привлекать внимание, только более жизнеутверждающе: рисовать аниме, танцевать кейпоп, пойти подрабатывать в Макдональдс, поучаствовать в волонтёрском движении и тд. Здесь мы снова возвращаемся к тому, о чём говорили в первой статье цикла: чем больше у подростка собственного опыта, полученного самостоятельно в лагерях, секциях, подработках-тем больше уверенности в себе, своих возможностях и меньше желания покинуть этот мир раньше времени.
-
Сложное эмоциональное переживание
Иногда взрослые, проживая жизнь уже просто забывают, как это было ужасно: когда в первый раз тебя бросила девушка (парень), какие муки доставляет безответная любовь. Что для некоторых настоящей трагедией становиться необходимость сделать больно человеку. Как болезненно столкнуться с предательством друга. Как катастрофично воспринимается провал на экзамене. В такие моменты, как буд-то рушиться мир и кажется, что пережить это просто невозможно. Т.к. того самого жизненного опыта, который приходит на помощь нам, взрослым -ещё нет. И ещё подростки, лет до 15,16 рассуждают, как взрослые, но время ощущают, как дети: здесь и сейчас. В отличии от взрослых, которые понимают, что завтра будет новый день и что-то поменяется.
Что делать: Искренне посочувствовать. Нет ничего ужаснее наших, мягко говоря, дурацких фраз в духе «Какая ерунда. Сколько этих девушек ( парней) ещё у тебя будет». Мы произносим их из лучших побуждений, но подростки, когда слышат подобное, начинают ощущать, что их абсолютно не понимают. Важно действительно погрустить вместе. Будет уместно рассказать какой-нибудь подобный случай из жизни, сделав акцент на то, что вам тогда тоже было очень больно и грустно. И только после этого рассказать, как вы выходили из этой боли. Способы бывают очень разные. Творческие: кто-то начинает писать стихи, рисовать картины, танцевать. Кто-то открывает для себя мир музыки, находя те песни, которые созвучны его состоянию души. Кто-то переключается на работу или какую-то другую активность. Кто-то придумывает способы, как отомстить или всётаки добиться своего. Если есть кино с похожей ситуацией- можно посмотреть его вместе. Главное, чтобы ребёнок ощутил, что он не один и с точки зрения того, что рядом, понимающий его взрослый, и в контексте того, что каждый человек проходит через такие кризисы в своей жизни.
Надеюсь, эта статья поможет всем нам поддержать наших детей в их пути в этой многогранной реальности современного мира.