Все родители мечтают о том, чтобы школа была таким замечательным местом, в которое ребёнок бежал вприпрыжку всем своим видом выражая радость и заинтересованность. Но, реальность процесса пребывания в этом заведении, бывает очень разная. И часто связана с всевозможными маленькими и большими стрессами. Некоторые дети, когда что-то идёт не так -прямо говорят об этом. Но многие не говорят. Кто-то считает, что бесполезно, всё равно ничего не изменить, да и две тысячи двадцать пятый раз услышать от родителей что-то типа: “А что делать, надо учиться!”- совсем не хочется. Кто-то боиться негативной реакции взрослых. Детям, перфекционистского склада характера просто сложно и страшно признать, что что-то складывается не так, как нужно..
Так на что же стоит обратить внимание родителям, чтобы понять, что пора вмешаться и выяснить, что идёт не так.
1. У многих детей сложные эмоциональные переживания выражаются через тело. Например, они начинают постоянно болеть. Неделя в школе – три дома. Особенно часто, я встречала такую бессознательную стратегию у детей перегруженных з разными занятостями. Школа, домашняя работа, кружки, репетиторы. Впрочем, иногда достаточно только школы, и д.з. Такие дети, обычно хотят хорошо учиться, но такая нагрузка в сочетании с повышенной ответственностью для них чрезмерна. Ведь намного комфортнее читать учебник, лёжа на диванчике с чашечкой чая, чем каждый день участвовать в этой гонке с ранними подъемами, шумящими на некоторых уроках одноклассниками и тд. Также детям интровертированного склада и меланхолического темперамента сложно долго выдерживать школьный режим, требующий постоянного включения и мобилизации ресурса.
Что делать: Иногда выходом становится законная возможность от одного до 3х раз в месяц не ходить в школу. Ну и пересмотр графика загрузок. обязательное включение в него времени для отдыха и расслабления.
2. Некоторые дети прямо перед выходом в школу бегут в туалет и/или у них начинает болеть живот, голова, тошнить. Часто так бывает, когда есть стойкий стрессовый фактор: повышающий голос учитель, напряжённые отношения с кем -то в классе, сложность по какому-либо предмету, предстоящая контрольная. У некоторых детей подобные симптомы возникают в середине учебного дня или перед тем самым уроком, от которого ожидаются неприятности.
Что делать: Если такие ситуации становятся регулярными и врачи в один голос говорят, что с ЖКТ у ребёнка всё в порядке, то очень важно выяснить в чём всё таки проблема и найти её решение. Иногда достаточно просто переговорить с учителем, а иногда нужен поход к психологу, чтобы, например не так остро реагировать на повышенные интонации (педагоги часто используют этот приём), или разобраться с проблемами в коммуникации. А иногда единственным выходом бывает смена школы.
3. Ещё одним ярким признаком является то, что ребёнок всё, что касается школы делает так сказать “ из под палки”. Вяло собирается по утрам, с трудом делает домашку, на уроках не проявляет активности, “витает в облаках”. Обычно такое поведение является признаком отсутствия учебной мотивации. Вызвано это явление может быть очень разными причинами.
Что делать: Одна из причин – это сложность в усвоении материала. Многие дети приходят в школу с недосформироваными важными нервными связями. У многих сейчас дислексия или дисграфия. И таким детям нужна и помощь взрослых и своя тактика в восприятии материала, адаптации к правилам и режиму. Иногда достаточно просто помочь ребёнку в формировании его индивидуальной стратегии достижения результатов и всё налаживается. Так как он начинает ощущать, что справляется с ситуацией.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью становиться общение (деятельность благодаря которой осуществляется психическое развитие ребёнка в определённом возрастном этапе). Желание быть успешным в учёбе падает. Часто появляются идеи про то,что какие-либо предметы вообще не нужны. Иногда лучшим мотиватором к учебе становиться полученный собственный практический опыт в какой-либо профессии. Многие, поработав курьерами, продавцами симкарт, уборщиками посуды начинают понимать без всяких родительских увещевании, что при хорошем образовании больше шансов работать там где интересно и получать зарплату выше, чем на выше озвученных работах.
Мы с вами живём в ситуации, когда система традиционного образования и особенности наших детей часто находятся в серьёзном противоречии. Поэтому так важно видеть признаки того,что с хождением в школу что-то идёт не так и находить варианты решений.
Статья также опубликована на интернет – портале www.marieclaire.ru