Нужно ли делать уроки с ребенком или нет? Какой должна быть помощь родителей и как замотивировать ребенка делать домашнюю работу самостоятельно? Эти вопросы волнуют многих родителей. Поэтому в этой статье психолог Светлана Смирнова рассказала, как лучше выстраивать процесс выполнения «домашки» и почему именно так.
Начальная школа — лучшее время для овладения навыком самостоятельного выполнения домашних заданий. В этот период у детей появляется много новых обязанностей, которых не было в дошкольном возрасте, и им очень важно ощущать себя успешными. К тому же с первого по пятый класс у детей формируется навык формулировать и высказывать свое мнение. Родителям важно не упустить эти особенности развития и правильно воспользоваться ими.
Из каких этапов состоит выполнение домашнего задания
Выполнение домашнего задания важно разбить на отдельные простые ступени.
1. Определение времени выполнения
Большинство родителей думают, что оптимально делать уроки сразу после школы. Взрослую логику прекрасно отражает поговорка: «Сделал дело — гуляй смело». Но дети думают иначе, поэтому нужно рассуждать, исходя из их видения мира. Нужно понимать, что после школы единственно, чего хочет уставший ребенок, — отдохнуть. Не нужно лишать его этой возможности. Лучше спросить, какое время он считает оптимальным для перерыва, и попробовать придерживаться такого графика несколько дней или предложить разные варианты графика.
Например, одну неделю делать уроки только вечером, потом — сразу после школы, а на третьей неделе приступать к «домашке» через 1,5-часового отдыха. По окончании каждой недели важно обсуждать со школьником, насколько ему подошло такое расписание и в итоге выбрать наиболее комфортное.
Оптимально, когда ребенок отдыхает какое-то время, но не нужно ставить ребенка перед фактом, что нельзя приступать к урокам, пока не пройдет два часа. Нужно дать ему возможность самому определить для себя время на отдых.
Родитель не должен указывать, ему нужно помочь настроить процесс.
2. Выбор предмета, с которого лучше начинать уроки
Часто родители предлагают начать детям с самого сложного предмета, дети же, наоборот, предпочитают стартовать с того, что им легче дается. И это более правильный подход. Так, ребенок формирует у себя ощущение успешности и неосознанно настраивает на работу. Поэтому не стоит переубеждать школьника, если он придерживается этой тактики. Значит, ему так удобно.
Кроме того, понимание того, что папа и мама не навязывают свои решения, повышает процесс включенности ребенка в деятельность. Ему приятно, что взрослые принимают его выбор.
3. Помощь в составлении алгоритма выполнения
Помогать с уроками не значит делать все за ребенка или стоять у него над душой. Если родитель видит, что его чаду сложно выполнить домашнее задание, достаточно направить его. Например, помочь составить алгоритм того или иного урока.
Чтобы помочь ребенку справиться с тем, что у него не получается, нужно сначала спокойно обсудить с ним, почему он не смог сделать то или иное упражнение, а после вместе вникнуть в задание. Делать за ребенка задачу не нужно. Лучше попросить его принести на проверку тетрадь, когда он справится с заданием самостоятельно. Школьник должен почувствовать, что он сам нашел решение. Так, со временем у него исчезнет страх перед сложностями.
Важно! Если в принесенных на корректировку уроках нет ошибок, родителю не нужно продолжать проверки. Лучше сказать ребенку, что теперь он может самостоятельно проверять себя. Это позволит почувствовать ему ответственность и свою значимость.
Итоги недели и похвала
Подведение итогов недели — это отдельный важный пункт. Его нужно начинать с того, чего ребенок на этой неделе достиг. Важно пройтись по всем поставленным задачам. Например, можно отметить, что на минувшей неделе школьник самостоятельно определил для себя время, когда ему удобно начинать делать уроки, правильно распределил нагрузку и разобрался в каких-то темах, которые раньше вызывали сложности.
Подобная практика вызывает у ребенка позитивные эмоции: он понимает, что постепенно справляется со всеми поставленными задачами, что родители поддерживают его, а также уважают за принятые решений и действия.
После проговаривания того, что успешно сделано, можно оговорить задачи на следующую неделю. Важно, чтобы это были не только родительские идеи. Спрашивайте ребенка, какие цели он хочет достичь, что ему важно. Принимайте решения в диалоге, а не ультимативно. Также нужно сказать школьнику, что если потребуется помощь родителей, он всегда может на нее рассчитывать.
Родители, которые думают, что дети должны сами хотеть ответственно выполнять уроки, заблуждаются. Ответственность вырабатывается постепенно, как и многие другие навыки. Лучше всего она нарабатывается когда есть позитивное подкрепление. Крики, упреки и сравнения с кем-то другими только усугубят ситуацию — ребенок будет делать уроки не потому что хочет разобраться и вникнуть, а потому что боится. Со временем страх приведет к отвращению и отторжению того из-за чего возникают конфликты. И это касается не только уроков.
Важно, чтобы родители освоили подход хорошего тренера. Наставника, который определяет посильные задачи, дает обратную связь, уделяя внимание тому, что получается и, обсуждая, чем может помочь.
На пути к успеху
Чем раньше ребенок начинает выполнять уроки самостоятельно, тем больше шансов, что он будет ощущать ответственность за учебу и воспринимать ее как часть своей жизни, а не отягощение и мучение. Когда родитель постоянно сидит рядом и контролирует все, у ребенка копится, с одной стороны, протест, потому что никому не нравится быть постоянно под надзором, а с другой — формируются бессилие и инфантилизм, ведь у школьника создается впечатление, что сам он ни с чем справиться не сможет, пока мама или папа не вмешаются.
Такие чувства закладывает почву для развития неврозов, поэтому родителям ну нужно агрессивно вклиниваться в процесс выполнения домашних заданий. Родителю достаточно периодически мониторить учебный процесс, особенно когда появляются новые предметы, и аккуратно направлять свое чадо, если это необходимо. При возникновении сложностей важно разбирать их, чтобы понять масштаб проблемы. Возможно, совместного разбора будет недостаточно, и потребуется помощь репетитора.
Родителю нужно создать атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя самостоятельной личностью и понимать, что ошибки и сложности, возникающие в процессе учебы, — это не конец света и пятно позора на репутации семьи, а нормальный рабочий процесс.