Журнал “Современное здоровье” брал интервью у разных экспертов в области работы с детьми, профориентации, социологии.
Ответы Светланы приведены в этой публикации.
Выбор профессии
Вопрос: Как начать тему высшего образования и профессии с ребенком? Когда это правильно делать?
Ответ: Тема высшего образования и профессии присутствует в общении родителей и детей, как минимум лет с 6ти. Ребёнок спрашивает: а зачем я иду в школу и большинство родителей выстраивает эту линейку – школа, чтобы потом поступить в институт и чтобы потом была хорошая работа. В начальной школе большинство детей верят в эту “мантру” и стараются хорошо учиться в том числе и потому, чтобы это всё реализовалось. А вот с класса 6-го у большинства детей начинаются собственные размышления о том, зачем им учиться и действительно ли эта линия самая верная. Интернет и многие блогеры у которых, часто, совсем другой путь к заработкам – подливают масла в огонь. И вот с этого момента начинаются уже серьёзные разговоры. И на тему разных образований ( не только высшего), и на тему возможных профессий.
Вопрос: Как помочь ему не прогадать с выбором образования и профессии?
Ответ: Вот история с “прогадать” очень сложная. Она запускает тревогу и ощущение фатальности неправильного выбора. А ведь ни для кого не секрет, что в большинстве своём люди учатся на одно, а работают совершенно в другой сфере и ещё в процессе жизни доучиваются, переучиваются и тд. Многое зависит от способностей детей. Так как есть профессии которые легче получить первым образованием: всё,что связано с физикой, химией, математикой. Так как, после школы есть знания в голове. А если поступил на дизайн , а потом решил стать физиком-ядерщиком – нужно будет серьёзно восстанавливать знания, которые за время обучения на Дизайнера забылись. Плюс это образование, которое заочно особо не получишь, а учиться всерьёз очно – это период – безденежья, а годы идут. А вот наоборот после физика-ядерщика отучиться на дизайнера (менеджера, режиссёра и тд) – легко. Можно совмещать с работой. Поэтому если ребёнку и физика интересна и рисовать тянет – можно совместить эти истории, сделав первым образованием, то что сложнее. Тогда нет темы “прогадал или не прогадал” Есть тема – выбираю то, что сейчас мне кажется наиболее интересным (перспективным, финансово выгодным и тд), а дальше может быть и другой выбор.
Вопрос:Какие вопросы нужно задать ему, чтобы помочь определиться с выбором?
Ответ: Лучше не вопросы задавать, а устраивать, начиная лет с 12-ти различные практикумы. Есть тематические лагеря, где дети могут изнутри ощутить различные профессии: блогера, биолога , художника, управленца и тд. Если есть возможность устраивать ребёнка -на подработку – это часто становиться лучшей профориентацией. Причём не надо искать что-то крутое и хорошо оплачиваемое. Побегав по городу курьером, постояв весь день на ногах в киоске по продаже сим карт, и получив при этом очень небольшие деньги – дети моментально начинают задумываться о том, а какие профессии есть ещё и как туда попасть. Ведь они примеряют на себя опыт “и вот я так живу всю жизнь”. И это становиться лучшим мотиватором для выбора интересного образования и профессии. А когда такого опыта нет- все наши разговоры – это попытка поделиться собственным жизненным опытом, который сейчас иногда не очень то и работает. У меня вокруг много примеров, когда люди заканчивают супер престижные вузы, но так как у них нет никакого практического опыта – их берут на самые нижние ступени. Собственно на те же должности, на которые приходят люди без всякого образования. Но за счёт того, что они активно и много работают- их ,в конечном итоге, берут на очень престижные места. А если нужно образование – они его получают заочно, не отрываясь от работы. Так что схема учись, учись, учись – и будет тебе высокооплачиваемая интересная работа – несколько устарела.
Вопрос:Какие есть правила дискуссии с ребенком на тему профессии? К примеру, ребенок хочет выбрать профессию, в которой очень сложно преуспеть. Стоит ли ему об этом говорить?
Ответ: Важно не навязывать своего мнения, а просто выссказывать его. Важно выслушивать аргументы ребёнка и находить возможности, чтобы он реализовал попробовал то, о чём он говорит. Быть блогером, например – это очень серьёзный труд каждый день. Если вы будете говорить, что всё это ерунда, пробиваются единицы – ребёнок будет настаивать, что он и есть эта единица. А если вы ему предложите пожить так неделю. Создать аккаунт в ютюб, каждый день создавать видео, продумывать план раскрутки. Большинство детей, попробовав всё это, даже успешно попробовав – отказываются от этого, так как понимают, как это тяжело. А про профессии, которые на взгляд родителя не ведут к успеху – вопрос спорный. Часто родители так относятся к профессиям или направлению о котором мало что сами знают. Например они в сфере экономики, а ребёнок хочет учиться на художника. Да, в этой сфере большая конкуренция и сложно с гарантированными заработками. И об этом важно сказать. Но если это большая мечта ребёнка, то важно не просто настаивать на том, чтобы он туда не ходил, а обсудить практические варианты. Как в этой сфере зарабатывают? Что ты будешь делать, если нет заказов? Обозначить свою позицию: до каких лет и в каких размерах будет финансовая помощь от родителей.
Вопрос:Вы знаете какие-нибудь программы господдержки школьного образования, которые помогают подростку определиться с выбором? Если да, расскажите о них, пожалуйста.
Ответ: Программы несомненно есть. В школах предлагают с 7-го класса получить какую-то рабочую специальность параллельно со школой. Зовут на дни открытых дверей в различные колледжи и вузы. Также есть центры, где проводят тестирование детей. Я, правда, к тестированию такому немного скептически отношусь. Без разговора с ребёнком, оно слабо работает. В своей деятельности Я отправляю к нескольким проверенным профориентологам, которые разговаривают с ребёнком и не только по тестам, а в общении видят склад личности, особенности восприятия и тд.
А подводя итоги этого интервью: для меня, как практика с 27-летним стажем ( и начинала я, кстати с профориентации), в этой теме важны три вещи: 1. Собственный практический опыт ребёнка в различных сферах и направлениях, начиная с 12 лет. 2. Отношение к выбору профессии, как к одной из многочисленных возможностей, а не как к олимпийским соревнованиям, где нет права на ошибку иначе жизнь пойдёт под откос. 3. Поддержка родителей. И в пробах себя и в чётких финансовых правилах и в понимании ребёнком самого себя.ПрВ