– Ваня, оторвись от планшета, иди кушать!
– Я не Ваня, я Джек и мне не нужен суп, потому что я ем мозги зомби.
– Господи, да откуда ты набрался этой ерунды.
– Ну мама, зомби едят людей, а людям в нашей стране есть нечего, значит мы тоже едим зомби.
Этот диалог не придуман, а услышан. Мальчику Ване 6 лет и он очень любит играть в те же игры, что и папа. Папа любит игры, где можно кого-нибудь «замочить» и желательно, чтобы кровищи побольше. Мама играми не увлекается вообще и старается не вникать, во что они там играют. Ни папа ни мама не видят связи между тем, что последние полгода их сын стал плохо спать (снятся кошмары), стал бояться темноты, довольно агрессивно стал себя вести по отношению к ребятам в саду и тем, что полгода назад они подарили ему планшет. Давайте всё-таки попробуем разобраться в том, почему появление планшета, используемого ребёнком только для игр примерно 3 часа каждый день, так негативно повлияло на мальчика и не повлияло на папу.
Как мыслят дети до 7-8-ми лет
Мышление и восприятие реальности у детей и взрослых очень отличаются. Дошкольникам и младшим школьникам присуще так называемое «Мифологическое мышление» Взрослые опираются на свой опыт, на знания, полученные в течении всей жизни. Ребёнок только открывает этот мир. Папа Вани знает, что зомби не существует, что эта игра продукт творчества людей, которые собрались где-то там и придумали её. Но ребёнок ничего этого не знает. И в силу того самого мифологического мышления, для него всё что он видит – существует! А дальше, если то, что он видит, в глубине души его пугает, он начинает опасаться, что если это существует на экране, то оно есть и где-то ещё. Значит и в его дом это страшное тоже вполне может прийти. И это я вам описала эту цепочку в таком структурированном, логичном виде. Дети так не мыслят. Они просто начинают ощущать тревогу и никак не связывают её с игрой. Просто, когда наступает ночь, бегут в кровать к маме с папой. И бесполезно доказывать, что никого нет в их комнате – для них есть.
О зеркальных нейронах
Ещё одну особенность нашего восприятия определяют «зеркальные нейроны» Их открыли в 70-80 годах 20-го века. Следствием одного из свойств этих нейронов является наша способность идентифицироваться с действиями других людей. То есть, когда мы смотрим фильм или играем в игру с анимацией максимально приближенной к реальному человеческому телу, активизируются все нейронные цепочки, отвечающие за движение. Как будто наше тело проделывает все те движения, которые происходят на экране. Но ведь в реальности этого не происходит. Когда человек в реальной жизни – пошёл на тренировку – помахал мечом, он, во-первых никого не убил, а во-вторых разрядил скопившееся эмоциональное и физическое напряжение. Успокоился и пошёл домой. А здесь обратный эффект. Только вдумайтесь: ребёнок, играющий в реалистично сделанные игры с кровавыми подробностями по двигательно – эмоциональному ощущению и активации нервной системы УБИЛ и не один раз. Только вот, в отличии от тренировки – разрядки напряжения не происходит. Наоборот оно только нарастает. Все эти не сделанные в реальности движения рвутся на волю. И разумному контролю сложно сдерживать их. Именно поэтому Ваня стал в два раза чаще ввязываться в драки. А квинтэссенцией такого неразряженного напряжения становятся случаи, к сожалению всё чаще происходящие во всём мире. Когда дети берут оружие и делают по отношению к окружающим всё то, во что играли.
Разница между ролевой игрой и игрой на компьютере
Ведущей деятельностью (деятельность в которой формируется и развивается лучше всего психика ребёнка) до 6-7 лет является ролевая игра. И многие взрослые думают, что разницей между игрой на компьютере и ролевой игрой нет. Но это не так! В ролевой игре сюжет придумывается ребёнком. Это способствует и развитию воображения и отыгрыванию, проживанию тех проблем и эмоции, которые накопились за день. Кстати о воображении. Отечественные психологи выявили сенситивный период для развития воображения.(Сенситивный период- это время наиболее благоприятное для развития какого либо качества личности. Если он упущен, то это качество либо не развивается совсем, либо формируется с большим трудом). Это как раз возраст с 5-6,5 лет. Игра на компьютере – это в большинстве своём готовый продукт воображения авторов игры. И он, не в коей мере не способствует развитию воображения ребёнка. Сюжет так же жёстко задан, и в отличии от ролевых игр, которые часто начинаются с войны (в случае скопившихся за день негативных эмоций), но потом обычно перетекают в мирное взаимодействие персонажей, в стрелялке на компьютере враги остаются врагами
и явно не трансформируются ни во что хорошее и мирное. То есть естественного снижения активации нервной системы не происходит. Наоборот сплошное её нарастание. Отсюда очень распространённый феномен: чем дольше ребёнок сидит и играет за компьютером- тем больше вероятности, что потом он закатит истерику или будет буквально носиться по потолку и конечно же плохо засыпать и беспокойно спать.
Дети старше 7-ми
Для детей от 7-10 (11) лет ведущей деятельностью становится учёба. Или овладение навыками, которыми можно гордиться. Иногда с учёбой всё происходит не так гладко как хотелось бы, и тогда, достижения в игре часто воспринимаются ребёнком, как хоть что-то чем он может гордиться. «Я прошёл 4 уровня, убил всех монстров, построил шесть государств!» Очень часто предпосылкой к дальнейшей игромании становится именно это противоречие. В игровом мире я герой, а в реальном никто. И тогда зачем вообще в него возвращаться.
Выводы
Надеюсь, после ознакомления с вышеописанными особенностями детской психики, становится понятно, из чего складываются рекомендации для родителей, исходящие от врачей и психологов. Давайте ещё раз их повторим:
- Время, проведенное за компьютерной игрой детей до 8 лет должно быть ограничено от 20 до 50 минут. И в любом, более старшем возрасте не более 3-х часов в день.
- Желательно исключить игры, связанные с явными убийствами, кражами, драками, сделанными в реалистическом жанре (хотя бы до 12 лет)
- В жизни ребёнка до 8 лет обязательно должна присутствовать ролевая игра с игрушками или друзьями или родителями. Именно в ней лучше всего сбрасывается напряжение и развивается воображение.
- В жизни ребёнка от 7-11 обязательно должны присутствовать реальные поводы для гордости, уважения окружающих и самоуважения. Тогда ему незачем будет улетать в иные миры.
- Ну и если уже компьютер (планшет) появился в жизни ребёнка – пусть он не будет только игровой приставкой, пусть используется и для других целей (создание видео, коммуникация, написание текстов, поиск информации и тд.