Работая долгое время с психосоматикой, понимаешь, что за разными симптомами тела (тики, тошнит, болит голова) часто стоит неумение ребëннка коммуницировать, незнание, что делать, в той или иной ситуации в общении.
Когда ребёнок выходит в мир, на площадку, в детский сад, часто для него это как выкидывание в открытое море, где он начинает чувствовать свою беспомощность и проваливается в ощущения, что мир страшный, ужасный. Ведь в любой момент, могут закричать, толкнуть, отобрать совок, игрушку, убежать от тебя, когда ты так хотел играть. Мы родители, часто недооцениваем последствия таких простых для нас ситуаций и не понимаем, как это влияет на нашего ребёнка.
- Ну что ты плачешь, ну убежал мальчик от тебя, ну поиграй с другим. (Не должен чувствовать печаль, если дружба резко прерывается)
- А ты сам виноват, что отдаешь свои вещи. (Ты — беспомощный)
- А надо было сказать, моё ведро и отобрать, что же ты не отобрал (Ты — слабый)
- Ну что ты толкнул мальчика! Дикарь! Нельзя так себя вести! (Нельзя чувствовать страх, защищать себя, проявлять гнев — я плохой, опасный для других)
Мы, родители, хотим как лучше, научить, как нас учили, помочь, но можем не заметить при этом «тайных послании» в наших репликах и отношении к ситуации- для ребёнка. То есть итак в сложной ситуации, где ребёнку плохо, мы можем добавить сложности ещё и от себя. 🙁
Здесь очень важно правильно помогать социализироваться ребёнку.
До того, как он пойдёт в детский сад. Не бросать его: «Как нибудь сам научится! А нас никто не учил, и ничего» — а прямо непосредственно заниматься этим вопросом тренинга и обучения.
Пришла на приём девочка с тошнотой — 2 класс.
Тошнит в школе постоянно, не хочет идти даже, боится, что другие узнают.
Путём» детективных» расследований в игре вышли на ситуацию, где когда ей было 4 года произошла такая ситуация. На площадке была девочка — Богиня — 7 лет. До девочки какое-то время играли вместе, когда «Богиня» была благосклонна, а потом, вдруг, в какие-то дни, она жёстко отталкивала Катю (мою будущую клиентку), говоря, что она маленькая, не интересная, жалкая Служанка, а потом снова могла притянуть и снова отвергнуть.
Для Кати, каждый раз это было ударом, где она получала шоковую травму, где нельзя не напасть, не убежать, только замереть и стоять в полной потере ориентиров и даже себя. Теперь, в похожих ситуациях, где надо проявить себя, где можно выразить своё несогласие, возмущение, быть сильной, пристроить границы, выразить даже простое: «Нет, спасибо, я не хочу конфету!» — еë начинает тошнить, так как принцип замереть, подавлять себя, свою силу, спас её однажды, и теперь этот внутренний конфликт так и застрял в девочке. Одна часть возмущена, что одноклассница критикует её платье, а другая говорит: » Молчи, девочка может и права». Тошнота — как крышечка, закрывающая силу вулкана внутри девочки. Хорошего вулкана, вулкана проявления Собственного Я! Но нельзя, отвергнут снова, снова будет больно. Терпи, подавляй себя…
Так вот, если бы няня девочки в тот момент не пустила все на самотёк и рядом с ней оказался Взрослый, который бы:
- Объяснил чувства ребёнка и причинно-следственные связи. Что это очень грустно, когда с тобой дружат, а потом так резко бросают, уходят к другим, тебе начинает казаться, что кто то лучше тебя и с тобой что то не так. Но это не правда! С тобой все так!! Часто так ведут себя девочки, с которыми тоже кто-то так поступал раньше. Или им так надо самоутвердиться, потому что, чувствуют себя слабыми и несчастными. Это про девочку, не про тебя.
- Можно проиграть ситуацию заново. «Давай представь, Катя эту девочку на площадке и мы ей скажем, что очень печально, тебе очень горько, что она так поступает с тобой, тебе она так нравилась и ты к ней так тянулась, и ничего не делала ей плохого. Скажи: «Я сержусь на то, что ты несправедлива ко мне, так поступала со мной » Можно покричать прямо на подругу, или потолкать подушку, чтобы почувствовать своё тело, вернуть себе — я есть! Я живая! Я могу себя защищать, а не выпадать в беспомощность. «
- Можно на детском языке объяснить, что бывают разные люди, и что такое манипуляция, и как быть с манипуляторами. Что потихоньку ты разберешься и научишься. Это сложная ситуация для тебя. Но я рядом, я всегда с тобой, я за тебя, так с тобой нельзя! Ты имеешь право на проявления себя здесь и здесь Твоя сильная девочка внутри может быть и сказать: «Мне так не нравится дружить!» И топнуть ногой и будет права! И теперь мы пригласим в гости твою подружку Нину, с которой дружба стабильна и приятна и легка. Вот так должно быть в отношениях.
- Постараться, впоследствии, уберечь своего ребёнка, от этой девочки. Потому, что этот нарциссический паттерн все равно будет проявляться у того ребёнка.
Итак идя с ребёнком во внешний мир можно так потом дома или прямо в ситуации разбирать по таким важным параметрам:
- Чувства ребёнка (например :ты чувствовал гнев)
- Проводить причинно-следственную связь( когда мальчик показывал тебе язык из за горки, ты так разозлился, что даже захотелось подойти и ударить)
- Предлагаем новый паттерн поведения ( в следующий раз можно скачать: мне не нравится, что ты показал мне язык, меня это злит очень или показать язык в ответ)
- Обязательно тренируем этот навык, проигрываем!!!! (Давай, я тот мальчик, показываю тебе язык, а ты скажи: мне не нравится…)
- Даëм позитивное подкрепление: (Супер! Отлично!! Вот так очень здорово!! Вот так ты и силу проявляешь свою, очень уверенный голос такой и защищаешь себя и даëшь отпор… )
Хорошо на фигурках отрабатывать навыки общения в разных ситуациях. Для ребёнка это реальный тренинг, который усваивается очень хорошо и мир вокруг становится снова безопасным и приятным, потому что появляется уверенность, что я могу справиться и быть собой в любой ситуации и у меня есть всегда любовь, принятие и поддержка от родителей!
Удачи всем нам в обучении Жизни наших детей!