Как понять, что с твоим любимым и таким прекрасным ребёнком что-то не так? Первые звоночки начинаются лет в 5. Почему-то попасть по мячу или выполнять движения, требующие координации ему сложно. Хотя ребёнок при этом довольно подвижный. Но ловкость как буд-то не развивается. А потом тоже самое начинает происходить с освоением чтения. Процесс идёт крайне медленно. Снова как буд-то пробуксовывает. Стандартные методики обучения не срабатывают. При чтении не воспринимаются некоторые буквы, страдает слогосложение.
Многие слова просто не понимаются. К ним относятся все вопросы: Как?, Что? Кто? Союзы. И в последствии, тоже начинает происходить с математикой. Ребёнок не может запомнить, что такое Числитель, знаменатель, сумма и тд. А все формулы для него совершенная абстракция.
Считается, что дислексик мыслит образами. И любой символ, не подкреплённый картинкой в голове – для него невоспринимаем. Именно поэтому, чтение становится адской мукой. Выпадающие буквы, союзы, абстрактные понятия приводят к непониманию текста. В отечественной классификации дислексией называют проблемы связанные с чтением. Западные коллеги рассматривают это феномен более широко: проблемы с чтением, математикой, орфографией, ориентацией в пространстве и во времени, координацией движений, концентрацией внимания. Но при этом абсолютно сохранный интеллект, нет проблем со зрением и слухом. Ведь такой ребёнок ВСЕГДА отличается склонностью к каким-либо видам творчества, замечательно воспринимает информацию на слух, оригинален в суждениях и восприятии этого мира. Наверное не случайно многие дислексики стали теми людьми, которые несмотря ни на что получили высшее образование ( и не одно) и, например, разработали авторские методики по коррекции этой уникальной, но так отравляющей учебную жизнь особенности. Пол Дениссон, Рональд Д. Дейвис (его книгу Дар Дислексии вы можете найти в интернете). Также, к таким людям относятся: Уолт Дисней, Стивен Спилберг, Томас Эдисон и даже Нельсон Рокфеллер!
И в то же время, именно потому, что ребёнок то блещет знаниями (чаще всего воспринятыми на слух) то 40 минут не может решить задачу, которую вчера разбирали –мы, взрослые, искренне считаем, что он просто ленится или издевается или тормозит. Но это не так!. Каждый дислексик пытается выкрутиться из своего печального положения и изобретает свои способы учёбы. Но они требуют времени и абсолютно выматывают. Например: Мы видим выражение 2+4=х Дальше мы видим следующий пример х= 5+6. Для обычной логики второй пример не отличается от первого ничем кроме написания. Принцип решения тот-же. Для дислексика – это два совершенно разных примера. Он впадает в ступор и не может решить пример. Если ему объяснят- он запомнит, но как отдельный способ решения для уравнений выглядевших, как второе. Связи между первым и вторым так и не возникнет. И в следующий раз снова будет ступор, так как мозг будет искать информацию – сопоставлять. И на это уйдёт время. Поэтому в самостоятельной из пяти номеров решается 2-3. И даже если всё решено правильно – то в итоге получит ребёнок в лучшем случае три (а скорее всего 2) и снова ощутит себя полным ничтожеством.
На западе ученикам с таким диагнозом дают время, дают прослушать аудиозапись задания, и конечно же замечают малейшие успехи. У нас, к сожалению, такой подход возможен только в частных школах или на домашнем обучении. Поэтому очень важно, чтобы родитель такого ребёнка понимал, что с ним. Для этого не стоит ждать, когда само рассосётся, а при первых признаках дислексии обращаться к специалистам. Просто логопед не поможет- нужен дефектолог, специализирующийся на проблематики дислексии. Многое в её коррекции основано на освоении технологий управления собственным вниманием. Есть так же оригинальные и довольно эффективные подходы, предлагающие пролепливать определённым образом сложные слова (понятия, формулы и всё, что вызывает затруднение). Метод Дейвиса, например. Так же занятия с нейропсихологом, способствуют формированию важных нервных связей. Даже по этому списку можно догадаться, что коррекция потребует времени. Но все эти методы не работают без позитивного подкрепления со стороны взрослых. Очень важно, чтобы родитель понял, какие именно дислексические особености у его ребёнка. И был готов подкреплять любые его достижения. Прочитал, на строчку больше и всё понял- это прогресс. Сделал четыре задания по самостоятельной вместо обычных трёх – это прогресс ( и не важно, что всё равно двойка или тройка из-за ошибок.) Прогресс в увеличении скорости, а значит в лучшей концентрации внимания. Следующий шаг серьёзно поговорить с педагогами. Попросить их тоже отмечать прогресс и не ставить ребёнка в заведомо проигрышные ситуации.
Например, чтение вслух даже после коррекции не будет сильной стороной такого ребёнка, не говоря о чтении на скорость. Да и быстрый устный счёт вряд ли когда-либо будет возможен. Но высказать собственное мнение по прочитанному ( чаще прослушанному в аудиоисполнении) материалу – ребёнок сможет легко. А если выделить немного дополнительного времени на перемене – то и пресловутую самостоятельную напишут до конца. Так же важно сказать педагогам, что вы со своей стороны гарантируете выполнение домашнего задания и поиск эффективных методов коррекции.
Так же важно отдавать себе отчёт в том, что учебная деятельность может так и не стать для такого ребёнка источником положительных эмоций. И если вся его жизнь будет состоять из школы, уроков и репетиторов – то этот путь может привести к депрессии и улёту в виртуальный мир, как к наиболее доступному источнику радости. Очень важно поддерживать те интересы и устремления ребёнка в которых он успешен. Рисунок, танцы, театральная студия, походы, спорт, роботехника и тд. Главное, чтобы в этой сфере сочетались успешность и радость. А мы, как родители тоже уважали и гордились ребёнком в этой области.
Быть родителем ребёнка с дислексией не просто. Приходиться быть более включённым в процесс воспитания, столкнуться с собственными страхами, с восприятием ребёнка, как больного. А это не так. Приходиться вместе с ним искать свой путь поддержки его и себя. В награду – человек, ощущающий себя абсолютно полноценным и выбирающий дорогу ему по душе.